Культурологічний Вісник

ISSN 2413-2292 (Online), ISSN 2413-2284 (Print)

DOI: https://doi.org/10.26661/2413-2284-2017-1-37-06

ПІБ автора(ів)FULL NAME
Воловик Віталій ІвановичVolovik Vitaly
УСТАНОВАAFFILIATION
Заслуженный деятель науки и техники Украины,
доктор философских наук, профессор
(г. Запорожье, Украина)
Honored Science and Technology Worker of Ukraine,
Honored Doctor of Philosophy, (Zaporizhzhya, Ukraine)
НАЗВА СТАТТІARTICLE’S NAME
Научное познание и его особенностиScientific knowledge-seeking activity and its peculiarities
АНОТАЦІЯSUMMARY
В статье рассматривается феномен научного познания. Анализируется как присущие ему общие черты, характерные для познания в целом, так и отличающие его особенности. К числу первых относится, прежде всего, объективный характер научного познания, независимость его существования от сознания и воли, как отдельной личности, так и той или иной социальной групп, конкретного общества и человечества в целом. Как и познание в целом, научное познание по своей природе является результатом отражения, продуцируя субъективные образы предметов и явлений природного и социального бытия и, будучи детерминировано общественными потребностями, предстает в качестве социально-опосредованного отношения человека к миру, к объективной реальности. Развитие указанных потребностей по мере развития практической деятельности обусловливает развитие и научного познания.
Анализируя особенности научного познания, автор акцентирует внимание на таких из них:
– научное познание не ограничивается постижением внешних проявлений объектов природной и социальной реальности, а нацелено на проникновение в их сущность;
– оно требует наличия соответствующим образом подготовленного субъекта познания;
– научное познание представляет собой целенаправленную познавательную деятельность, способную быть направленной на познание объектов, которые могут не совпадать с объектами производственной деятельности, а также практики в целом;
– предмет научного познания детерминирован объектом познания;
– результативность научного познания обусловлена наличием подлинно научной методологии;
– результатом научного познания является создание теоретически обоснованных мысленных моделей познаваемых объектов, научных положений и выводов, раскрывающих присущие ему ранее не известные признаки и особенности новых теорий, а также открытия артефактов;
– будучи неразрывно связанным с научным сознанием, научное познание в значительной мере обусловливает развитие и других форм общественного сознания – религиозного, политического, правового, нравственного, эстетического и философского.
The article deals with phenomenon of scientific knowledge-seeking activity. Its general features are analyzed as well as its specific ones. The former includes an objective character of scientific knowledge-seeking activity, its independence from mind and will of both persons, and social groups, society, and mankind as a whole. As well as any cognitive activity scientific knowledge-seeking process naturally is a result of reflection that produces subjective images of things and phenomena of natural and social being. Scientific activity is determined with social needs. In this dimension it is defined as an indirect form of human social relation to the world and objective reality. Development of social needs leads to development of practice resulting in development of scientific knowledge.
Author’s analyzes of scientific knowledge-seeking draws attention to such its features as:
– scientific knowledge-seeking doesn’t only stop on external aspects of natural and social objects but also aims to reveal their essence;
– it demands an adequate educated subject of cognitive activity;
– scientific knowledge-seeking is targeted cognitive activity managing to discover special objects differing from objects of production activities and practice as a whole;
– subject of scientific knowledge-seeking is determined by its object;
– results of scientific knowledge-seeking are determined by the genuine scientific methodology;
– scientific knowledge-seeking results in theoretical based cognitive models of discovering natural and social objects, scientific statements and conclusions revealing unknown before peculiarities of new theories, and breakthroughs of new artifacts;
– as an integral part of scientific consciousness scientific knowledge-seeking significantly lead to development of various mental forms related to religion, policy, legacy, moral, esthetic, and philosophy.
КЛЮЧОВІ СЛОВАKEYWORDS
сознание, познание, научное познание, объект научного познания, субъект научного познания.scientific consciousness, scientific knowledge, object of scientific knowledge, subject of scientific knowledge.
Завантажити повну версію статтіDownload full version of the article
Для цитування | For citation:
Воловик В.И. Научное познание и его особенности / В.И. Воловик // Культурологічний вісник: Науково-теоретичний щорічник Нижньої
Наддніпрянщини / Гол. ред. М.А. Лепський; Запорізький національний університет. – Запоріжжя: КСК-Альянс, 2017. Випуск 37. Том 1. C. 49-56.